Виктор Сапрыка: согласование дорожных карт интеграции Беларуси и России будет опять отложено

Ежегодно 2 апреля в России и в Беларуси отмечается наш общий праздник — День единения народов Беларуси и России. В 1996 году президенты обеих стран встретились в Москве для создания Сообщества России и Беларуси. «Обзор 24» попросил доктора социологических наук Виктора Сапрыку прокомментировать положение дел в Союзном государстве.

согласование дорожных карт интеграции Беларуси и России будет опять отложено
Виктор Сапрыка

Подписание 31 дорожной карты Союзного государства должно было произойти в 2019 году, к сожалению, их согласование происходит до сих пор. Безусловно, столь значимые для наших государств документы требуют большой работы, но она может проходить и после их принятия, поэтому «проблемы» в дорожных картах заключаются скорее в политической плоскости. Сейчас дорожных карт осталось 28 и заявлено, что 21 из них готовы к подписанию, однако, по всей видимости процесс согласования продлится несколько дольше.

Стоит отметить, что для решения проблем Союзного государства более эффективным является принятие каждой карты в отдельном порядке, чем принятие всего пакета дорожных карт одновременно. Согласование дорожной карты по созданию 12 наднациональных органов, заявленных еще в 2019 году — сложный социально-политический и нормативный процесс, касающийся определенной доли суверенитета как Российской Федерации, так и Республики Беларусь и требует максимальной проработки. При этом, согласование отдельных дорожных карт по единой промышленной или сельскохозяйственной политике, могли бы уже приносить пользу для реального сектора экономики наших стран.

По всей видимости в апреле этого года согласование всех дорожных карт будет опять отложено, и мы надеемся, что в течение года будут согласованы отдельные отраслевые карты. Стоит отметить, что активизация политических процессов и в России, и в Беларуси, конституционная реформа и публичное управление требует открытости дорожных карт, которые сейчас доступны отдельным ведомствам и экспертам и это затрудняет оценку возможности их реализации. В целом, в медиапространстве наших государств акцент принимаемых дорожных карт направлен на вопросы налогового законодательства, таможенных вопросов, соглашений по рынку нефти и газа и игнорирует важные вопросы общественного развития и социокультурной интеграции, которые более актуальны в сложившихся геополитических условиях.

Конечно, принятие всех дорожных карт станет новым витком развития не только Союзного государства, но и других интеграционных проектов, в частности ЕАЭС. Пример интеграции России и Беларуси уже служит ориентиром для некоторых политических сил в Республике Армения, которые поднимают вопросы возможности создания Союзного государств России и Армении. Возможности, которые даст применение программного подхода в деятельности Союзного государства сложно переоценить. Это и новый толчок для экономической кооперации, и для общественной интеграции.

Оцените статью